Нет отзывов, добавить
+7 (727) 311-12-17
+7 (727) 311-12-18
ТОО "ГТЕ Логистик"

Специализированный словарь логиста

Специализированный словарь логиста

АБАНДОН (abandonment)
1) отказ от имущественных прав, напр., отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при условии выплаты последним полной страховой суммы. А. является также отказ грузополучателя от поступившего в его адрес груза; отказ грузоотправителя от достав­ленного в место назначения, но не врученного грузополучателю груза (в последнем слу­чае грузоотправитель обычно заранее делает распоряжение об А.; в ряде перевозочных документов, напр., в стандартной накладной Ю,Пи.С, имеется для этого специальная графа); 2) по определению Американской ассоциации маркетинга (АМА) снятие продукции с произ-ва и/или с продажи в результате сокращения спроса.
АБОНЕНТСКИЙ ПУНКТ (user station)
комплекс устройств ввода-вывода информации и управления обменом ею, подключаемый через аппаратуру передачи данных к каналу связи для работы с удаленной ЭВМ или др. Различают программируемые и непрограммируемые А.п. Входящие в состав программируемых А.п. мини-ЭВМ позволяют совмещать обработку и передачу данных. Для телеобработки в диалоговом режиме в состав А.П. входят устройства, позволяющие вести обмен информацией с ЭВМ при обязательном участии человека.
АВАНС ФРАХТА (freight advance)
ден. сумма, выдаваемая фрахтователем по требованию судовладельца (капитана) на оплату судовых расходов в порту погрузки. А.ф. выдается в тех случаях, когда это предусмотрено чартером в сумме, обычно не превышающей одной трети фрахта. Сумма аванса записывается в коносамент и удерживается в дальнейшем из фрахта. Обычно в коносамент в качестве А.ф. вносится сумма оплаченных агентом судовых расходов, отраженная в акцептованном капитаном судна дисбурсментском счете.
АВАНСОВЫЕ ЗАКУПКИ (advance purchase)
форма встречной торговли, при которой сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает товары у него.
АВАРИЙНАЯ ОГОВОРКА (average clause)
условие страхования, предусматривающее франшизу; является стандартной оговоркой по судам и грузам. Может содержаться в полисе. В полисах по неморскому страхованию в А.о. обычно указывается, что убытки подлежат возмещению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости объекта страхования.
АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС (general average contribution)
ден. сумма, истребуемая судовладельцем либо от его имени диспашером у владельца груза в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах. О требовании судовладельца внести А.в. грузополучатель немедленно информирует страховщика. В междунар. практике А.в. может носить название депозита.
АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР (average commissioner)
физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики, для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Имя и реквизиты А.к. указываются страховщиком в страховом сертификате, или полисе, при выдаче его страхователю.
АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ (average certificate)
документ, подтверждающий характер, размер и причины убытка. Составляется аварийным комиссаром. В А.с., в частности, указывается, где застрахован груз или иное имущество, вид трансп. средства, место разгрузки, род тары и т.д. На основании А.с. страховщик принимает решение об удовлетворении или отклонении претензий страхователя.
АВАРИЯ (average)
в страховании трансп. и морском праве под этим термином понимаются потери и убытки, связанные с трансп. происшествием, а также чрезвычайные расходы и пожертвования, произведенные в целях предохранения и/или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности аварии подразделяются на общие и частные. Общая А. (general average) - это убытки и потери вследствие понесенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Эти расходы подлежат распределению между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Т.о., к общей А. могут быть отнесены лишь те расходы, при понесении которых одновременно имели место четыре условия: общая опасность, преднамеренность, разумность, чрезвычайность. Все пр. убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, являются частной A. (particular average), распределению между участниками перевозки не подлежат и надают на того, кто их потерпел.
АВИАГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ (air waybill AWB)
перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки между грузоотправителем и воздушным перевозчиком в междунар. сообщении. А.н. включает след, реквизиты: код перевозчика, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, код валюты, код вида оплаты, массу брутто груза (в фунтах или кг), класс тарифа (С - спец. грузовой тариф (корейт), М - мин. тариф, R - тариф со скидкой и т.д.). А.н. имеет фирменный знак и наименование авиакомпании и серийный номер.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫМ ТЕРМИНАЛОМ, АСУКТ (Computerized Container Terminal Control System)
основанная на использовании ЭВМ и матем. методов система планирования и контроля работы контейнерного терминала. АСУКТ обеспечивает сбор, накопление, обработку и выдачу информации о контейнерах, ведение разл. картотек (грузоотправителей и др.), учет наличия и обращения контейнеров (простой контейнеров, сдача их в аренду, направление в ремонт и др.), ведение розыскной работы (поиск засланных или утраченных контейнеров) и т.д. АСУКТ позволяет сократить сроки доставки грузов, сократить простои вагонов и др. трансп. средств, ускорить оборачиваемость контейнеров.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ (АСУС) (Computerized Warehouse Control System)
автоматизированная система управления складскими процессами (Computerized Warehouse Control System) - основанная на использовании вычислительной техники и экономико-матем. методов система планирования, контроля процессов приемки, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей со склада. АСУС может состоять из разл. функциональных подсистем, напр., управления запасами, контроля поставок, управления технол. процессами грузопереработки и т.д. В составе этих подсистем решаются задачи бух. учета (учет расчетов с поставщиками и потребителями, поступления продукции на склад, выдачи продукции со склада и т.д.), оперативного управления занарядкой продукции и комплектацией, управления складскими механизмами и др. В АСУС могут распечатываться след, документы: отборочные листы, сличительные ведомости (выявление излишков или недостач) и т.д. Перспективным направлением в АСУС является применение безбумажных технологий комплектации, локальных вычислительных сетей.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ СИСТЕМА (Automated Storage & Retrieval System, ASRS)
одна из систем обеспечения функционирования гибкой производственной системы, представляющая комплекс взаимосвязанных автоматизированных трансп. и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления, разгрузки и погрузки предметов труда, технол. оснастки и др.
АВТОНОМНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, АККП (autonomous quality control)
контроль качества продукции непосредственно на месте выполнения технол. операции. АККП является одним из элементов Канбан системы и системы всестороннего управления качеством. АККП предполагает, в частности, установку на технол. линии таких устройств, которые предупреждают появление брака или выход из строя оборудования. Напр., на автомобильных заводах "Тойота" почти все станки снабжены средствами автономного контроля, что позволяет предупреждать брак и при поломке выключать оборудование. Кроме того, на сборочном конвейере каждый рабочий имеет право остановить весь конвейер в случае отклонения от норм. В этом случае сигнал остановки конвейера красного цвета выводится на специальное табло ("Андон"), которое размещено так, что его видит каждый рабочий, участвующий в сборке. Если же возникают проблемы, не требующие остановки конвейера, то на табло выводится сигнал желтого цвета.
АВТООПЕРАТОР (automatic operator)
автомат, машина, включающая исполнительное устройство в виде манипулятора или совокупность манипулятора, устройства передвижения и управляющего устройства.
АГРЕГИРОВАНИЕ (aggregating)
1) преобразование исходной матем. модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений (агрегированную модель). Такая модель дает приближенное описание исследуемого объекта или процесса в сравнении с исходной моделью. Построение агрегированной модели целесообразно в тех случаях, когда непосредственное изучение или определение результирующих показателей исходной модели невозможно, а также для получения приближенного или точного решения исходной модели с помощью операции дезагрегирования, процесса итеративного агрегирования и др.; 2) последовательное укрупнение показателей при разработке планов МТО, нормирования расхода и запасов материальных ресурсов и т.д. Процесс, обратный А., - дсзагрсгирокание.
АКВИЗИЦИЯ (acquisition)
1) вид деятельности экспедиторов и агентов по привлечению новых клиентов и заключению договоров страхования и договоров перевозки. При этом предполагается, что число (сумма) новых договоров должны быть не меньше, чем число (сумма) прекращающихся (расторгаемых) договоров. Агент, основной деятельностью которого является А., называется аквизитором; 2) приобретение одной фирмы другой путем покупки контрольного пакета акций поглощаемой фирмы, ее основных фондов и т.д. См. также Консолидация (2).
АКТ КОММЕРЧЕСКИЙ (carrier's statement, freight claim)
документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для предъявления претензии или иска перевозчику, грузоотправителю и др. А.к. составляется при обнаружении несоответствия груза или багажа перевозочным документам, при повреждении груза, при обнаружении бездокументного груза и т.д. А.к. может быть составлен в месте отправления, в месте назначения груза или в пути следования. Порядок составления А.к. устанавливается правилами перевозки, действующими на отдельных видах транспорта общего пользования. Отказ в составлении А.к. может быть обжалован в установленном порядке.
АКТ О НЕИСПРАВНОСТЯХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА (Cargo Irregularity Report; CIR)
документ, оформляемый перевозчиком в присутствии грузополучателя немедленно по обнаружении ущерба, нанесенного грузу, перевозка которого произведена воздушными судами одного или нескольких перевозчиков. Подписывается перевозчиком и грузополучателем.
АКТ О ПРИЕМКЕ МАТЕРИАЛОВ (acceptance protocol)
документ для оформления приемки товарно-материальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки оформления актов предусмотрены инструкциями о порядке приемки и изделий народного потребления по кол-ву и качеству.
АКТИВНАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ (active supplies system)
способ доставки материалов со склада пр-тия (об-ния) подразделениям, при котором выдачу, погрузку и передачу материалов осуществляет отдел снабжения или склад. А.с.с. предусматривает: установление лимитов и графиков доставки материалов; расчет потребности в погрузочно-разгрузочных и трансп. средствах, установление графиков их работы и рациональных маршрутов, расчет размеров партий доставки; контроль за использованием материалов; установление материальной ответственности за сохранность поставляемых грузов и передачу их материально ответственным лицам.
АРЕНДА (leasing; renting; hiring)
имущественный наем, договор, по которому собственник имущества (арендодатель) предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение - арендную плату. Различают долгосрочную А. (лизинг), среднесрочную (рентинг) и краткосрочную (хайринг).
АРЕНДНАЯ ПЛАТА (lease payment, rental rate)
ден. возмещение стоимости арендованных основных фондов; осуществляется арендатором в виде рентных платежей арендодателю по договору; определяется исходя из стоимости арендованных средств, среднеотраслевой рентабельности, финансовых возможностей арендатора, длительности аренды, состояния (износа) арендованных фондов. Сумма А.и. - произведение соответствующей ставки на полную первоначальную (восстановительную) стоимость фондов.
АССОРТИМЕНТ (assortment; range of products)
совокупность товаров и изделий народного потребления, услуг, объединенных в группы по к.-л. признаку. Различают А. услуг, А. пром. продукции и А. торговый. А. подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый А. продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей нром-сти - сортиментом.
АССОРТИМЕНТНАЯ ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВА (specified capacity requirements planning)
включение в производственную программу пр-тий заданий по выпуску продукции в развернутом ассортименте согласно спецификации заказчиков или данным о покупательском спросе, что характерно для командной экономики. А.з.п. - комплекс планово-экон. расчетов по согласованию и установлению заводам-изготовителям номенклатурных и ассортиментных планов произ-ва, а также по размещению заказов на произ-во и поставку готовой продукции потребителям.
АССОРТИМЕНТНЫЙ СПРОС (specified producer goods requirements)
кол-во конкретных видов, необходимое пр-тиям и орг-циям для выполнения ими объемов работ. В зависимости от особенностей производственной деятельности пр-тий и наличия необходимых для расчета данных А.с. может устанавливаться расчетным или др. методами. Окончательный А.с. - это кол-во конкретных видов продукции, принятой поставщиками к изготовлению. Он устанавливался на одном из последующих этапов планирования - в процессе специфицирования фондов, согласования и заключения договоров поставки между поставщиками - изготовителями и снабженческо-сбытовыми орг-циями, а также потребителями; определяется на основе выделенных фондов, возможностей произ-ва и транспортировки продукции.
АТТЕСТАЦИЯ (attestation)
система организационно-техн. и экон. мероприятий, обеспечивающих градацию продукции по категориям качества. В бывшем СССР А.п. проводилась сначала по трем, а с 1984 г. - по двум категориям качества.
АУТТЭРН-РИПОРТ (outturn report)
документ, которым в портах ряда стран фиксируется кол-во доставленного и сданного судном груза и выявленные при этом потери. В некоторых портах этот документ называется сертификатом, по независимо от названия и формы он содержит сведения о результатах сдачи груза по каждой коносаментной партии (см. Перевозочные документы). А.-р. обычно оформляется тальманом, принимающим груз от имени грузополучателей, либо самим получателем груза, а иногда и стивидором. В портах некоторых стран выгружаемые с судна грузы поступают на склады портовой администрации или таможни, и официальный их подсчет производится при выдаче с этих складов получателям. Только после этого судну (или его агенту) выдается документ, подтверждающий результат сдачи груза. В некоторых портах, где действует указанный порядок сдачи-приемки груза, судну по окончании выгрузки выдается предварительный А.-р., который, однако, юридической силы не имеет. При предъявлении претензий на несохранную перевозку Л.-р. служит подтверждающим документом.
БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ (basic terms of delivery)
признанные в междунар. практике условия поставки, применяемые при заключении договоров купли-продажи, договоров поставки и т.п. Б.у.п. определяют осн. права и обязанности поставщика и потребителя при распределении издержек транспортных, место и время перехода рисков; место поставки, правила выполнения таможенных формальностей; сторону, несущую расходы по разгрузке, и т.п. В действующую редакцию словаря "Инкотермс" включены след. Б.у.п., разделенные на 4 категории (приведены принятые в "Инкотермс" англоязычные аббревиатуры; в скобках - используемые в России аббревиатуры): "Е" - один термин - EXW - франко-завод (ФРЗ или EXB); "F" - три термина - FAS - франко вдоль борта судна (ФАС), FCA - франко-перевозчик (ФРП или ФСА), FOB - франко-борт судна (ФОБ); общим для категории "F" является обязанность поставщика передать товар перевозчику, указанному потребителем; "С" - четыре термина - CFR - стоимость и фрахт (КАФ или СФР), CIF - стоимость, страхование и фрахт (СИФ), СРТ - перевозка оплачена до места назначения (ПРО или СПТ), CIP - перевозка и страхование оплачены до места назначения (ПСО или СИП), общим для категории "С" является обязанность поставщика заключить договор перевозки, не принимая на себя риск утраты груза или повреждения груза; "D" - пять терминов - DAF - франко-граница (ФРГ или ДАФ), DES - поставлено с судна (порт назначения) (ПСС или ДЕС), DEQ - поставлено с причала (порт назначения) (ПСП или ДЕК), DDP - франко (место назначения), сборы оплачены (ФОП или ДДП), DDU - франко (место назначения), сборы не оплачены (ФНО или ДДУ). Общим для категории "D" является обязанность поставщика принять на себя расходы и риски, связанные с доставкой товара в страну назначения. Детализация Б.у.п. в части времени погрузки (выгрузки), норм простоя и т.п. содержится в договорах перевозки и в чартерах.
БАЗОВОЕ ИЗДЕЛИЕ (basic product)
изделие, которое является осн. обязательной составной частью ряда изделий, отличающихся друг от друга выполняемой служебной ф-цией и конструкцией нек-рых составных частей.
БАЛАНС ВВОЗА И ВЫВОЗА ГРУЗОВ (inbound and outbound cargoes balance)
система показателей статистики транспорта, определяющая по отдельным пунктам и р-нам отправление, прибытие и внутрирайонные перевозки грузов. Характеризует экономику р-нов, позволяет определить их производственную базу и потребность в перевозках (р-ны вывоза или ввоза, произ-ва или потребления). Б.в. и в.г. разрабатывается на основе данных порайонных (внутритерриториальных) и межрайонных перевозок всех грузов и отдельных грузов, имеющих важное значение в экономике района. Оценивается как положительный, если объем отправления (вывоза) превышает объем прибытия (ввоза) - обозначается знаком "+", и как отрицательный, если объем отправления (вывоза) меньше объема прибытия (ввоза) обозначается знаком "-".
БАЛАНСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material balances)
балансы конкретных видов сырья, материалов, топлива, оборудования и др., характеризующие ресурсы тех или иных видов продукции по источникам их формирования и распределение ресурсов по осн. направлениям их использования. Составляются, как правило, в натуральном выражении. Для изучения сложившихся межрегиональных связей используется ряд показателей, в т.ч. коэф. встречных перевозок, коэф. вывоза продукции, коэф. ввоза продукции, коэф. обеспеченности р-на собственными ресурсами.
БАЛЛАСТНЫЙ БОНУС (ballast bonus)
доп. единовременная сумма, которую фрахтователь соглашается заплатить судовладельцу сверх арендной платы при фрахтовании в тайм-чартер, если судну предстоит значительный балластный переход из последнего порта разгрузки в пункт приемки в тайм-чартер.
БАЛТИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОРСКОЙ СОВЕТ, БИМКО (Baltic and International Maritime Council, BIMCO)
междунар. неправительственная орг-ция по вопросам морского судоходства (до 1985 г. - Балтийская и междунар. морская конференция), созданная в 1905 г.; 47 штатных сотрудников; члены в 112 странах, в т.ч. в России. В спец. литературе используется главным образом ее сокращенное англоязычное наименование. Рабочий язык БИМКО - англ. В БИМКО три категории членов - судовладельцы, брокеры и клубы (ассоциации по вопросам фрахта, судебной защиты и др.). Высший орган БИМКО - общее собрание - собирается один раз в два года. Руководящий орган - совет директоров. БИМКО занимается унификацией перевозочных документов (им разработаны разл. проформы чартеров, свыше 20 коносаментов, форма букинг-ноты и др.), морской судоходной политикой (разл. вопросы использования Мирового океана) и информационной деятельностью. Периодические издания: "BIMCO Weekly News" и др. Штаб-квартира БИМКО в Дании.
БАРАТРИЯ (barratry)
преднамеренный ущерб, нанесенный судну или грузу капитаном или командой судна без ведома судовладельца, а также др. незаконные действия, причинившие ущерб судовладельцу или грузовладельцу. К актам Б. относятся: хищение груза капитаном или командой, умышленное потопление судна либо посадка его на мель, оставление судна в море экипажем, девиация, провоз контрабанды с целью личного обогащения членов экипажа судна и др. Риск. Б. покрывается морским страхованием.
БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА (barter)
разновидность встречной торговли; обменивается определенное кол-во продукции на эквивалентное по стоимости кол-ва др. продукции без использования механизма валютно-финансовых отношений. В междунар. торговле уд. вес Б.с. относительно невелик, однако во внеш. и внутр. торговле ряда развивающихся стран Б.с. играют заметную роль. В целях совершенствования правовых основ внешнеторговых Б.с. Президент РФ 18 августа 1996 г. подписал Указ N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". Указом предусмотрено, что с 1 ноября 1996 г. экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в рамках Б.с. может быть осуществлен только после оформления паспорта Б.с. Паспорт Б.с. оформляется Министерством внешнеэкономических связей РФ либо уполномоченными им органами. Таможенное оформление товаров, перемещенных через таможенную границу РФ в счет исполнения Б.с., осуществляется при условии представления в таможенные органы РФ паспорта Б.с.
БЕЗБУМАЖНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТАВОК (paperless purchasing)
фиксирование обязательств по поставкам, предполагающее сведение к минимуму документооборота на бумажных носителях. Информационный поток между поставщиками и потребителями существует в форме электронных документов. На современном этапе развития информатики Б.т.о.п. в строгом смысле этого термина пока отсутствует, т.к. нек-рое кол-во бумажных документов (напр., графиков поставок) используется даже в наиболее компьютеризированных логистических системах.
БЕЗДОКУМЕНТНЫЙ ГРУЗ (astray freight; unascertained goods; undeliverable cargo)
груз, обнаруженный на складе или на транспортном средстве, не имеющий перевозочных документов, принадлежность которого установить не удалось. Реализация Б.г. осуществляется по ценам, определяемым спец. комиссиями в составе представителей перевозчика; орг-ции, покупающей Б.г.; местных торговых и фин. органов.
БЕЗЛИМИТНОЕ СНАБЖЕНИЕ (non-rationed distribution)
обеспечение потребителей продукцией производственно-технического назначения без ограничения кол-ва в соответствии с потребностью в ней и фин. возможностью потребителя. Осуществляется по прямым хозяйственным связям пр-тий между собой, а также с органами материально-технического обеспечения. В годы экономики административно-командного типа термин "Б.с." использовался как антоним термина "снабжение по лимитам и фондам".
БЕЗНАРЯДНЫЙ ОТПУСК (unauthorised shipment)
реализация продукции, распределявшейся в плановом порядке, потребителю, которому данная продукция в плановом периоде не была выделена, а также использованием пр-тием-изготовителем продукции для собственных нужд или на промышленную переработку сверх выделенных фондов. В 1987 г. орг-циями Госснаба СССР было получено 46 млн. 301 тыс. руб. в виде штрафов за Б.о., или 4,54% всех взысканных ими штрафов.
БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ (safe port)
понятие, обычно применяемое в чартерах, с помощью которого определяется сторона, на которую возлагается ответственность за ущерб, причиненный в порту судну и/или грузу. Чтобы быть признанным безопасным, порт должен удовлетворять трем условиям безопасности: быть безопасным в навигационном, т.е. физ., смысле, в политическом отношении (отсутствует риск задержания судна или груза, повреждения или захвата в связи с операциями военного характера), а также безопасным для груза, который судно перевозит или предполагает перевезти. Порт должен быть безопасным во всех трех отношениях не вообще, а именно тогда, когда там находится судно. Б.п. - это место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза. Порт может быть, напр., признан небезопасным в физ. смысле, если в нем по к.-л. причинам вышло из строя навигационное оборудование или в нем не оказалось буксиров для швартовых операций, необходимых в данном порту судну данного класса, и т.п. Судовладелец вправе отказаться от направления судна в небезопасный порт.
БЕЗОТХОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (waste-free technology; wasteless technology)
экологически чистые технол. процессы произ-ва, продукция которого, в свою очередь, должна удовлетворять требованиям защиты окружающей среды; по окончании использования может быть полностью или частично рециклирована. Б.т. позволяет повысить эффективность материальных ресурсов.
БЕРС-НОТ (berth note)
разновидность договора морской перевозки грузов, применяемого как в линейном судоходстве, так и в трамповом судоходстве. Линейные компании применяют ее в тех случаях, когда генерального груза не хватает для полной загрузки судна и оно догружается к.-л. массовым (трамповым) грузом, перевозимым не на линейных условиях, а на условиях, применяемых в чартерных перевозках. В трамповом судоходстве эта форма контракта применяется при фрахтовании судна под перевозку частичного груза. Перевозчики в таких случаях стремятся догрузить судно грузом попутным, подаваемым по возможности на том же причале, что и осн. груз. Условия договора Б.-н. аналогичны таковым для букинг-нот с той разницей, что в первом обычно оговариваются нормы погрузки-выгрузки и условия расчета сталийного времени.
БЕСПЛАТНО КАК ЗАСЛАННЫЙ (free аstray)
перевозка засланного груза в место назначения, указанное грузоотправителем, за счет перевозчика (при условии, что засылка груза произошла по вине перевозчика). Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки наступает в установленном законом порядке.
БЕСПЛАТНЫЙ ОБРАЗЕЦ (free sample)
экземпляр материальной продукции, подлежащий безвозмездной передаче потенциальному покупателю. Обычно имеет соответствующую маркировку (напр., not for sale - не для продажи).
БИРЖА (commodity exchange; stock exchange)
регулярная форма оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения (Б. металлов и др.), товарами и изделиями народного потребления (напр., хлебная Б.), продажи ценных бумаг и т.п. Значительную роль на бирже играет институт посредников (дилеров и др.). Характерной особенностью биржевых сделок является их заключение не по реальным товарам. Сделки имеют срочный характер (как правило, не менее чем 6 мес.). В 80-е гг. сложился мировой рынок фьючерсных фрахтовых сделок, центром которого является Балтийская междунар. фрахтовая Б. (Baltic International Freight Futures Exchange, BIFFEX). Эта Б. регулярно публикует фрахтовые индексы, рассчитываемые на основе анализа фрахтовых ставок 15 наиболее грузонапряженных маршрутов междунар. перевозок зерна и др. массовых грузов навалочных. В России к 1914 г. было 115 Б. Первая сов. Б. создана в 1921 г. В 1929-1930 гг. Б. в СССР упразднили, затем воссоздали в начале 90-х гг. В современной России осн. направления деятельности Б. регулируются Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. и др. нормативными актами. По данным Госкомстата РФ в России на конец 1995 г. имелась 91 Б., доля ППТН в обороте которых составляла 57%.
БИРКА, ЯРЛЫК (label; tag; bin card)
1) изготовленная из фанеры, картона или др. материала бирка (форма N 27), заполняемая на каждый шифр товарно-материальных ценностей и прикрепляемая к ячейке стеллажа (товарный Я.). Ф-ции Я. в этом смысле может выполнять индикатор на жидких кристаллах (ЖК-индикатор), закрепленный у ячейки стеллажа склада, у полки с товарами в магазине самооб-служивания и т.д. Электронные Я. на ЖК-индикаторах (electronic shelf-edge label) получили широкое распространение в разл. торговых предприятиях ряда зарубежных стран. На ЖК-индикаторы по запросу покупателя, вводимого с кнопочного пульта этого индикатора, может быть выведена информация о цене продукта за ед. измерения, цене в зависимости от расфасовки и т.д. Электронные Я. обычно являются частью системы кассовых терминалов; 2) изготовленный из бумаги, винила или др. материала бланк определенной формы и размеров, прикрепленный к продукции или ее упаковке или являющийся элементом продукции (упаковки); может содержать товарный знак, наименование продукции, штриховой код, гарантийный срок хранения и т.д. Правилами розничной торговли предусмотрено применение вкладных Я. (для товаров, фасуемых в магазине), на которых указывается дата фасовки, фамилия (номер) фасовщика, наименование и сорт, масса нетто, стоимость (с упаковкой). Демонстрационные образцы радиотоваров должны иметь Я., в которых приводятся также их осн. техн. данные; 3) бирка, прикрепляемая к зарегистрированному багажу.
БЛОКИРОВКА (ОБСЛУЖИВАНИЯ) (blocking)
прекращение или замедление процесса обслуживания требований в массового обслуживания системе, связанное с выходом из строя канала или каналов обслуживания, с превышением предельно допустимых очереди величины и/или времени ожидания и т.п. Напр., на складе Б. может иметь место при поломке крана-штабелера; при выходе из строя факсимильного аппарата, по которому принимаются требования; невозможности выполнить срочный заказ в необходимые заказчику сроки (в последнем случае может произойти потеря требования) и т.д.
БОДМЕРЕЯ (bottomry)
заем под залог судна, фрахта и груза, получаемый за счет их владельцев капитаном судна в случаях крайней необходимости в ден. средствах для завершения рейса. В наст. время Б. встречается редко, поскольку современные возможности связи позволяют капитану получить необходимые ему средства, не прибегая к залогу. Осуществление Б. нецелесообразно еще и потому, что проценты по этому виду займа значительно выше процентов по обычному займу.
БОНДОВЫЙ СКЛАД, ЗАЛОГОВЫЙ СКЛАД (bonded warehouse)
склад, на котором находятся принятые на ответственное хранение товары, облагаемые акцизными сборами и разл. налогами. Местные власти, как правило, пользуются залоговым правом на хранящиеся товары в обеспечение причитающихся платежей. В США склады подобного типа называются internal revenue bonded warehouse;
БОРТОВАЯ ПЕРЕВАЛКА, ОВЕРСАЙД-ДЕЛИВЕРИ (overside delivery)
перевалка грузов с одного судна на др. по варианту "борт-борт". Обычно в чартерах делается оговорка о праве грузополучателя принять в порту разгрузки груз непосредственно в лихтеры, минуя склады. При этом лихтеры должны принимать груз с такой скоростью, с какой судно может выдавать его.
БОЧКА (barrel; drum)
жесткая закрытая трансп. тара, изготовленная из дерева, металла, пластмассы и т.п. Корпус Б. (цилиндрической или параболической формы) имеет обручи или ребра жесткости (зиги). В Б. перевозят и хранят в осн. разл. продовольственные и хим. грузы. Наибольшее распространение получили Б. вместимостью 25, 50, 100, 150, 200 и 250 л. Грузы в Б. принимаются общим счетом мест по массе брутто. Партия грузов в Б. обычно снабжается запасной тарой на случай повреждения Б. в пути из расчета 2-5% от общего числа мест, но не менее двух Б. на четырехосный грузовой вагон. Схемы загрузки Б. в грузовые вагоны рассмотрены в § 10 раздела III Техн. условий погрузки и крепления грузов МПС.
БРАК (spoilage; rejects)
продукция, сдача (реализация) которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Обнаруженный на предприятии-изготовителе в процессе произ-ва, контроля или испытаний продукции Б. должен быть отделен от годной продукции. Ответственность за Б., обнаруженный при эксплуатации или потреблении продукции, несет ее изготовитель (поставщик), если его появление не вызвано нарушением условий эксплуатации. Понятие "Б." тождественно понятию "забракованные изделия", если забракованные изделия (работа) включают только дефектные. Но эти понятие не тождественны, если в партии продукции, забракованной по результатам приемочного контроля статистического, содержатся и годные изделия. В зависимости от наличия неустранимых и устранимых дефектов различают исправимый и неисправимый (окончательный) Б. Используется также понятие коммерческого Б., включающее утрату груза, засылку груза, неправильное оформление перевозочных документов, разъединение перевозочных документов и груза и др.
БРОКЕР, КУРТЬЕ, МАКЛЕР (broker)
посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых рынках и т.п., действующий от имени и за счет принципала. Б. выступают "чистыми" посредниками, т.к. обычно не имеют в своем распоряжении товаров. Вознаграждение Б. (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг, разл. услуг; может также выплачивается в виде фиксированной суммы.
БРОНИРОВАНИЕ
1) закрепление за грузоотправителем всей или части грузоподъемности/грузовместимости транспортного средства и/или складских площадей по маршруту рейса. Б. складских площадей играет важную роль в интермодальных перевозках, когда передача груза с одного трансп. средства на др. производится с выгрузкой на склад; 2) закрепление за пассажиром места в трансп. средстве.
БУКИРОВКА, БУКИНГ
бронирование агентом всей или части грузовместимости судна (в последнем случае владелец судна выделяет агенту квоту от грузовместимости - т.н. аллотмент). Б. производится заблаговременно, причем грузоотправитель вправе давать ориентировочные данные о массе и габаритах отправки, однако оговариваются предельные сроки, в которые он обязан предоставить уточненные данные. В ряде случаев (перевозка грузов опасных, грузов негабаритных и др.) агент должен запросить согласие принципала. После принятия груза к пе-ревозке агент присваивает Б. порядковый номер и включает ее в спец. реестр - т.н. букинг-лист (booking list), который закрывается после исчерпания аллотмента.
БУКИНГ-НОТ
разновидность договора морской перевозки грузов в линейном судоходстве. В отличие от фрахтового контракта, в основе которого лежат условия рейсового чартера, в основе Б.-н. лежат условия линейного коносамента. Согласно рекомендации БИМКО Б.-н. должен содержать след. осн. условия перевозки: наименование перевозчика, грузовладельца, судна (обычно с правом замены), род и кол-во груза и место его размещения (в трюме, на палубе), место отправления и место назначения, предполагаемое время погрузки, фрахтовую ставку, форму коносамента. Б.-н. может заключаться как на единичную отправку, так и на большую партию груза, перевозимую несколькими отправками в течение обусловленного срока. Б.-н. - средство заблаговременного бронирования места на судне в линейном сообщении. Б.-н. оформляется в виде двустороннего соглашения.
БУНКЕР
1) устр-во (в форме усеченного конуса, пирамиды и т.п.), предназначенное для хранения грузов навалочных. Груз засыпается в Б. через широкую верхнюю часть и разгружается через узкую нижнюю. Груз из Б. может подаваться на весоизмерительное и/или фасовочное устр-во. По способу установки Б. делятся на наземные, полузаземленные и подземные; по материалу, из которого они изготовлены, - на деревянные, железобетонные, металлические и смешанной конструкции; 2) помещение на водном судне для хранения топлива; 3) запас топлива на водном судне (бункерное топливо).
БЭРБОУТ-ЧАРТЕР
разновидность димайз-чартера, от которого Б.-ч. отличается тем, что судно сдается в аренду без экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает. Содержание Б.-ч. определяется ст. 213 Кодекса торгового мореплавания РФ (1999). В соответствии с п. 2 ст. 15 упомянутого Кодекса право плавания под рос. гос. флагом может быть предоставлено иностранному судну, зафрахтованному в Б.-ч. Эта форма фрахтования судов на время широко используется для осуществления фин. операций, связанных с приобретением судов в рассрочку. В этом случае Б.-ч. служит в качестве договора аренды-покупки, по которому владелец/продавец сохраняет за собой формальное право владения судном до полной выплаты фрахтователем обусловленной договором арендной платы, включающей в себя его стоимость. После этого право собственности на судно переходит к фрахтователю.
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА)
система показателей, характеризующих использование грузовых вагонов и др. трансп. средств по разл. элементам оборота. Учет Б.в. водных судов ведется по двум осн. разделам: эксплуатационный период и внеэксплуатационный период. Б.в. парка локомотивов эксплуатируемого (среднесуточный) определяется делением локомотиво-часов на локомотиво-сутки и учитывается по типам тяги (электровозы, тепловозы и т.д.) в границах участков обращения локомотивов. Б.в. вагонов рабочего парка учитывается как в целом по вагонному парку, так и по элементам оборота. Он определяется в вагоно-часах путем умножения среднесуточной величины парка на число суток в рассматриваемом периоде и на 24 (число часов в сутках). Элементы оборота включают затраты времени в поездах на участках (в движении на перегонах, на промежуточных станциях); на станциях (под грузовыми и техн. операциями).
БЮРО ПО ПРОБЛЕМАМ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СТРАНАХ АСЕАН
основано в 1981 г.; 6 коллективных членов, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Официальный язык - англ. Текущая работа ведется в разл. комитетах, подкомитетах и рабочих группах, входящих в состав Бюро. Цель Бюро - анализ каналов товародвижения в странах-членах (применительно к продовольственным товарам) и подготовка рекомендаций по их совершенствованию; формирование и ведение автоматизированных баз данных по проблемам хранения и транспортирования зерна, рыбы, фруктов, овощей, продуктов животного происхождения; содействие подготовке специалистов в соответствующих областях. Периодические издания: "ASEAN Food Handling Newsletter" и др. Штаб-квартира Бюро находится в Куала-Лумпур (Малайзия).
ВАГОНО-КИЛОМЕТР
показатель, характеризующий расстояния, пройденные вагонами в составе грузовых и пассажирских поездов. Рассчитывается раздельно для грузовых и пассажирских вагонов по маршрутам машиниста локомотивов как произведение кол-ва вагонов, включенных в состав поезда, и пройденного поездом расстояния. В.-к. характеризует объем работы вагонного парка, используется для исчисления качественных показателей: дин. нагрузки, среднесуточного пробега, коэф. порожнего пробега и др. В.-к. отражает издержки ж.-д. транспорта, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.
ВАГОНООБОРОТ
сумма прибывших на станцию и отправленных со станции вагонов за отчетный период: местных, с которыми на данной станции производились грузовые операции, и транзитных - как проходящих, так и не проходящих переработку на станции. Ед. измерения В. - физический вагон. В. определяется по данным натурных листов поездов, в которых дается пономерной перечень вагонов в поезде. В. характеризует перерабатывающую способность станции. На основе В. устанавливается классность ж.-д. станции, нормируются расходы, связанные с производством технол. операций с вагонами, определяется способ учета простоя вагонов (номерной и безномерной).
ВАГОНО-ЧАС
ед. измерения общих затрат времени грузовых вагонов в рабочем и нерабочем парках (см. Парк подвижного состава (средства транспорта)). Определяется умножением среднесуточной величины парка вагонов на число суток в отчетном периоде и на 24 (число часов в сутках). Затраты времени вагонов на станциях под грузовыми и техн. операциями (формирование и расформирование составов поездов) определяются на основе номерного или безномерного учета, а в поездах в движении на участках рассчитываются делением пробега вагонов грузового парка на участковую скорость движения поездов.
ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
стоимостный показатель, отражающий рост стоимости средств произ-ва в процессе их обращения, не сопровождающегося увеличением их объема. Представляет собой т.н. реализованное наложение, формируемое за счет установленных скидок и надбавок к цене реализованной ППТН и предназначенное для покрытия издержек и обеспечения прибыли пр-тиям и орг-циям МТО. В.п. рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в ценах конечного потребления и доходов спабженческо-сбытовых орг-ций и суммой стоимости продукции в оптовых цепах поставщиков и расходов по оплате продукции, транспорта и услуг связи. Величина В.п. зависит от объема и структуры реализуемой продукции, от уровня издержек обращения и др. факторов, но прежде всего от размера установленных надбавок и скидок.
ВАРИМАКС МЕТОД
один из методов вращения общих факторов (ортогонального преобразования) в факторном анализе, дающий ортогональное решение с простой структурой. Окончательная матрица факторных нагрузок получается с помощью ортогонального преобразования исходной матрицы нагрузок, приводящего к максимуму ф-ции.
ВАРРАНТ (warrant)
специальное складское свидетельство, состоящее из двух частей (складского и залогового) и фактически являющееся перевозочным документом. Право владения складированным товаром может быть передано др. держателю В. путем проставления на последнем передаточной надписи.
ВВОЗ В РЕГИОН
кол-во грузов в целом и по родам, ввезенных к.-л. видом транспорта из др. регионов. Определяется как сумма всех ввезенных грузов из др. регионов или как разность между кол-вом всех ввезенных грузов и кол-вом грузов, ввезенных из своего р-на
ВВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
перевозки грузов и пассажиров, станции отправления которых находятся за пределами одной железной дороги (или на одной дороге, но перевозки следуют через участки смежных дорог), а станции назначения - на данной дороге. В. грузов учитывается по моменту их прибытия и измеряется в тоннах и тонно-кило- превышений, т.е. Д = - метрах', В. пассажиров определяется по моменту продажи билетов и выражается числом пассажиров и пассажиро-километров.
ВВОЗ-ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ (inbound and outbound freights of the region index)
кол-во продукции, произведенной на территории данного региона и вывезенной из него, а также продукции, поставленной в данный регион из др. регионов.
ВЕС (МАССА) НА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ
оговорка, вносимая судовладельцем в коносамент в случаях, когда нет возможности проверить массу погруженного на судно груза либо когда у судовладельца имеются основания полагать, что масса принятого груза определена неточно. В последнем случае капитан судна, кроме внесения в коносамент указанной оговорки, должен также заявить грузоотправителю письменный протест.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ
товары, которые служат однородным целям и различие между которыми для данного потребителя и в данной ситуации не имеет существенного значения. Реальные связи между спросом на взаимозаменяемые товары и их предложением выражаются с помощью перекрестного коэф. эластичности. Этот коэф. показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены на др. товар при условии, что остальные цены и доходы покупателей остаются неизменными. Если перекрестный коэф. эластичности равен нулю, то товары не являются взаимозаменяемыми.
ВИДЕОТЕКС (videotex)
система доступа к автоматизированным базам данных на основе использования телефонных каналов, бытовых телевизионных приемников и клавиатуры. Эти устройства в сочетании позволяют создавать локальные терминалы, или абонентские пункты, имеющие доступ к коммерческим автоматизированным базам данных как по физическим каналам связи, так и посредством искусственных спутников земли. Системы этого типа широко распространены в Великобритании, Франции, США и др. странах. С их помощью пользователь может оперативно получать на экране терминала разл. справки, напр., расписание движения разл. видов транспорта общего пользования, о тарифах, о иенах на разл. товары и др.
ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ
объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) В.р. - объем, полученный в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок; подпалубная В.р. - объем всех помещений до верхней палубы у однопалубных и двухпалубных судов или до второй палубы снизу у судов, имеющих более двух непрерывных палуб; чистая (нетто) В.р. - объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна.
ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (non-operating period)
часть бюджета времени морских и речных трансп. судов, выраженная в судо-сутках или тоннаже-сутках. В.п. на речном транспорте - время от момента появления льда на реках, т.е. закрытия навигации в осенний период, до очищения реки ото льда, т.е. открытия след, навигации; в течение этого времени трансп. суда могут находиться на доковании в резерве без команды, капитальном ремонте, ожидании зимнего ремонта при долгосрочной постановке на отстой. В.п. на морском транспорте - время, в течение которого суда находятся в подготовке к ремонту, в ремонте, отстое и консервации.
ВНУТРЕННИЕ ПОРОКИ (inherent vice)
присущие застрахованному или перевозимому грузу свойства, могущие привести к его порче или гибели (взрывоопас-ность, самовозгораемость и т.п.).
ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ ОТПУСК (inwards shipment)
отпуск товаров со складов одной снабженческо-сбытовой орг-ции др. в пределах одной системы снабжения. Понятие B.C. широко применялось в рамках командной экономики. В.о. допускался только в экономически обоснованных границах в пределах плана, так как он был связан с доп. расходами, вызываемыми излишними перевалками грузов, увеличением сроков доставки грузов непосредственным потребителям.
ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ПОСТАВОК СРЕДНЕЕ (average delay per delivery)
показатель, характеризующий превышение времени поставок товаров и поставок средств произ-ва (в днях) по сравнению с нормативными (расчетными) интервалами поставок. В.з.п.с. определяется как средняя арифметическая путем деления суммы длительностей превышений нормативных интервалов поставок на кол-во Д/, где Д/ - длительность превышения по 1-й поставке; п - кол-во поставок, по которым имелся факт отклонения. Данный показатель может применяться для оценки эффективности МТО, при выборе и оценивании поставщика, при определении эффективности логистической системы.
ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ (goods turnover time)
показатель товара-оборачиваемости', продолжительность периода (в днях), в течение которого товары находятся в сфере обращения (или в отдельном торговом пр-тии). В.о.т. определяется делением средних запасов товарных Z на однодневный товарооборот (O:t) 2 В = -^ t. Для торговой системы В.о.т. следует рассчитывать по методу чистого обо- рота, исключая внутрисистемный товарооборот. В.о.т. - показатель, обратный скорости товарооборота: В = -, где t - число дней в периоде. Уменьшение В.о.т. позволяет более эффективно использовать оборотные средства торговли, экономит издержки обращения.
ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЯ (waiting time; queuing time)
время от момента возникновения требования в массового обслуживания системе до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение В.о. требований каждого приоритетного типа в отдельности.время от момента возникновения требования в массового обслуживания системе до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования.
ВСЕГДА НА ПЛАВУ (always afloat)
условие чартера, в соответствии с которым фрахтователь обязан предоставить судну такое место для погрузки (выгрузки), где оно могло бы стоять, всегда имея под килем достаточный запас воды. Нарушение этого условия влечет ответственность фрахтователя за причиненный судну ущерб, если он возник в результате касания судном грунта. В некоторых приливных портах с мягким фунтом допускается посадка мелких судов на грунт во время отлива. При фрахтовании судов на такие порты в чартерах применяется оговорка "не всегда на плаву, но безопасно на грунте" (not always afloat, but safe aground), которая также влечет ответственность фрахтователя за повреждения судна при его посадке на фунт.
ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ (countertrade; trade-in)
1) финансирование части закупки за счет выручки от реализации на том же рынке продукции с помощью продавца. При этом участие продавца в такой реализации может быть прямым (продавец сам закупает товары покупателя) или косвенным (продавец на определенных условиях обеспечивает приобретение товаров третьим лицом). В процессе осуществления встречных сделок возникают противоположные по направлению материальные потоки', 2) продажа потребителю нового товара с одновременной покупкой у него одноименного старого товара. При этом стоимость старого товара вычитается из цены нового.
ВЫБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ (jettison)
выбрасывание части груза, произведенное намеренно с целью спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Практика В.г.з.б. известна с древнейших времен. Сведения о ней имеются в Библии (Книга прока Ионы 1, 5; Деяния апостолов 27, 18).
ВЫВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of outbound freights and passenger traffic of the railroad)
перевозки грузов и пассажиров, при которых станции отправления находятся на одной железной дороге, а станции назначения - на другой. Вывоз грузов учитывается по моменту их прибытия в пункты назначения в тоннах и тонно-километрах, а вывоз пассажиров - по моменту отправления и измеряется числом пассажиров и пассажиро-километров.
ВЫВОЗ ИЗ РЕГИОНА (index of outbound freights of the region)
кол-во грузов (в целом и по родам), отправленных транспортом за пределы региона.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ (relation of deliveries to requested dates and quantities)
относительный показатель, характеризующий степень выполнения пр-тием договорных обязательств по поставкам продукции в установленные договорами сроки по номенклатуре и ассортименту продукции. В годы командной экономики являлся одним из важнейших показателей поставок средств произ-ва и рассчитывался как отношение планового (за период с начала года) объема продукции за вычетом стоимости продукции, недопоставленной в отчетном периоде против договоров, к плановому (на период с начала года) объему реализации продукции. Стоимость недопоставленной продукции определялась по конкретным номенклатуре и ассортименту, предусмотренным договорами на этот период, без учета перевыполнения плана поставки и др. видам продукции.
Другие статьи